Главная / Воспоминания / О. А. Слободская

Воспоминания о Метнере

Ода Абрамовна Слободская

Я исполняла песни Метнера с его участием

Впервые я встретилась с Николаем Карловичем Метнером в Лондоне во время войны . Я давала концерт из его произведений, и он почтил меня тем, что аккомпанировал мне . Должна признаться, я ждала этого концерта с некоторой тревогой, которая, однако, почти улеглась уже но время первой репетиции. С этой поры наши дружеские отношения неуклонно крепли. Я имела удовольствие провести с композитором несколько чудесных дней за городом, среди английской природы. Мы много и интересно беседовали о музыке вообще и о музыке Метнера в частности. Эти беседы помогли мне лучше разобраться в музыкальном языке этого композитора.

Не очень-то легко словами описать многообразие впечатлений от соприкосновения с музыкой Метнера. Слово, которое постоянно было у него на устах, — espressivo, и он добивался исключительной выразительности в отношении фразировки и образности. Помню, он бывал беспощадно настойчив в своих требованиях точного соблюдения всех обозначений выразительности.

Постичь песни Метнера отнюдь не легко: они требуют от певца технического мастерства, а главное — тонкого, вдумчивого поэтического восприятия. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Гете были его любимейшими поэтами, и он с большой легкостью и гибкостью проникал в существо их стиля. Мне хотелось бы здесь подчеркнуть, что у Метнера была совершенно особая, своя манера вплетать вокальную мелодию в образный фортепианный аккомпанемент. Его многочисленные песни разнообразны по настроению и многие из них удивительно выразительны. В частности, я подразумеваю его песню «Что ты клонишь над водами», которая создает прекрасный образ журчащего ручья. Одной из наиболее впечатляющих песен, безусловно, является «Мечтателю», в которой композитор по-новому ярко использует драматически-декламационный стиль. Иногда ему, по-видимому, хочется, чтобы в голосе певца появилась деревенская тембровая окраска, как, например, в «Певце», или же он стремится вызвать ощущение прозрачности, воздушности, как, например, в «Песенке эльфов» и в песне «Шепот, робкое дыханье». Действительно, в песенном творчестве Метнера встречается множество аспектов: раздумье, романтика, ирония, изящество, простота, глубина — все эти характерные черты отражены в многочисленных метнеровских песнях. Что особенно замечательно в них, так это огромная роль, отведенная фортепианным аккомпанементам. Вся их прелесть раскрывается перед певцом только при тщательном изучении.

Я старалась слиться воедино со многими песнями Метнера. И теперь я чувствую, что им отведено особое место в русской вокальной литературе, ибо их глубокая содержательность, романтическая насыщенность и поэтичная тонкость поистине бесподобны.

Метнера будет очень не хватать тем, кто хорошо знал его как человека благородных помыслов и большой самобытности, а его музыка, я убеждена, будет жить вечно.